Вероисповедания отрицают наличие свободной воли:
1. В духовных вопросах
2. У необращённых людей (см. ФС, КИ, II, 1)
Вкратце учение о свободной воле можно сформулировать так: Необращённый человек сам по себе, без Духа Святого не может ни сделать что-либо для своего обращения, ни даже хоть в какой-то мере способствовать своему обращению.
Призываю обратить особое внимание на слова сам по себе, без Духа Святого.
Однако, каждый человек обладает свободной волей в мирских делах (чистить зубы – не чистить зубы, идти в церковь – не идти в церковь и так далее). Обращённые люди обладают также свободной волей в духовных вопросах.
Отсюда следуют несколько выводов:
1. Существует ситуация, в которой можно уверовать, причём для создания этой ситуации достаточно свободной воли в мирских делах.
Неверующий человек обладает свободной волей в таких вопросах, как пойти на богослужение или не пойти, послушать проповедь и не послушать и так далее. Святой Дух же действует через Слово, которое человек, принявший решение не идти в церковь, может и не услышать.
Точно так же Апостолы последовали призыву Христа: "Следуй за мной" – хотя Они определённо не обладали в тот момент тем, что мы называем оправдывающей верой (были необращёнными людьми и не обладали свободной волей в духовных вопросах). Таким образом, в Их следовании Христу они находились в ситуации, в которой можно уверовать (что и произошло позднее). Были и противоположные примеры – например, история с богатым юношей, Которому тоже было сказано: "Следуй за мной", но Который отказался следовать – благодаря тому, что, не обладая свободной волей в духовных вопросах, обладал, как и все люди (как и последовавшие Апостолы), свободной волей в мирских делах.
2. Верующий (обращённый) человек, обладающей свободной волей в духовных вопросах, может по своему свободному выбору творить вещи, противные Богу и даже потерять веру.
3. Свободная воля верующего человека позволяет ему совершать угодные Богу дела таким образом, что Бог направляет и ведёт его, однако, эти дела всё же совершаются (или не совершаются) самим человеком по его свободному выбору.
Когда Христос стоит у дверей и стучит – действует не один лишь необращённый человек, но и Святой Дух – таким образом условие "сам по себе, без Духа Святого" из данного выше определения не выполняется.
Мне кажется более корректным пользоваться терминами "отвергнуть – не отвергнуть", а не "принять – не принять", но по существу я согласен с Anrio, Который написал следующее: "Я ни в коем случае не умаляю значения Иисуса, и его роль в нашем спасении: это целиком и полностью дар Божий, но пойми, мы должны его принять, выбрать Иисуса, впустить его в свое сердце, и это целиком и полностью наш выбор, если мы этого не сделаем, то не сможем получить этот дар". Можно только добавить: "однако, без Святого Духа мы не способны это сделать".