"Даровая благодать - это смертельный враг нашей Церкви. Наша борьба идёт ныне за дорогую благодать.
Даровая благодать означает бросовое благодеяние, бросовое отпущение, бросовое утешение, бросовую святыню; она означает благодать как неисчерпаемую кладовую Церкви, откуда можно легкомысленно и бездумно черпать полными пригоршнями; благодать, лишённую цены, лишённую стоимости. Как если бы в том состояла сущность благодати, что она изначально уравнена во всех временах. Но тщетно надеяться на вычисленные решения на все случаи жизни. Бесконечно велики издержки, бесконечно велики поэтому и возможности пользования и употребления. Чем была бы, однако, благодать, не являющаяся даровой?
Даровая благодать означает благодать как учение, как принцип, как систему; означает прощение грехов в качестве расхожей истины, означает любовь Господа как христианскую идею Бога. Кто её принимает, тот уже имеет отпущение своих грехов. Церковь с таким учением о благодати благодаря ему уже причастна благодати. В этой Церкви мир находит даровое покрытие своим грехам, о которых не печалится и от которых он не хочет освободиться. Даровая благодать есть в силу этого отрицание животворящего Слова Господня, отрицание воплощения Слова Божия.
Даровая благодать означает оправдание греха, но не грешника. Ведь поскольку благодать делает всё сама, всё может остаться по-старому. "Дела наши суетны". Мир остаётся миром, и мы остаётся грешниками "и в лучшей жизни". и живи, мол, христианин, как и мир, являя себя равномерно во всех вещах, и не ведя - в фанатической ереси! - в благодати другую жизнь, чем во грехе! И не неистовствуй против благодати, позоря огромную, даровую благодать и возводя новый догматизм, пытаясь смиренно жить по заповедям Иисуса Христа! Мир оправдан благодатью, поэтому - ради серьёзности этой благодати! чтобы не противиться этой незаменимой благодати! - да живёт христианин наподобие остального мира! Конечно, ему хочется совершить подвиг, и тяжелейшее, несомненно, отречение для него - не делать этого, не то ведь пришлось бы жить по-мирски. Но он должен совершать отречение, самоотречение, чтобы не разделять себя с миром и его жизнью. Тем более он должен позволить благодати быть благодатью, что он не разрушает мира верой в эту даровую благодать. Однако христианин в своём мирском существовании, в этом необходимом отречении, которое он должен осуществить ради мира - нет, ради благодати! - спокойно и уверенно (securus) располагает этой благодатью, которая всё делает сама. Итак, христианину надо, мол, не следовать, но утешаться благодатью! Это даровая благодать есть оправдание греха, но не оправдание раскаявшегося грешника, который отворачивается и бежит от своего греха; и не прощение греха, которое отделяет от греха. Даровая благодать есть благодать, которую мы имеем при себе.
Даровая благодать есть проповедь прощения без покаяния, крещение без послушания, причастие без раскаяния в грехах, прощение грехов без личной исповеди. Даровая благодать есть благодать без следования, благодать без креста, благодать без живого, вочеловечившегося Иисуса Христа.
Дорогая благодать - это сокровище, скрытое в земле, ради неё человек пойдёт и с радостью распродаст всё, что имеет; это драгоценные жемчужины, за которые торговец отдаст всё своё добро; это царская власть Христа, ради которой человек вырвет себе глаз, соблазняющий его; призыв Иисуса Христа, по которому ученик, ставший апостолом, оставляет свои сети и следует за Ним.
Дорогая благодать есть Благая весть, которую нужно искать вновь и вновь, дар, о котором нужно попросить, дверь, в которую надо стучаться.
Она дорогая, поскольку зовёт следовать; она благодать, поскольку зовёт следовать за Иисусом Христом; она дорогая, поскольку стоит человеку жизни; она благодать, поскольку дарит ему настоящую жизнь; она дорогая, поскольку осуждает грехи; она благодать, поскольку прощает грешника. Благодать дорога прежде всего потому, что таковой установил её Бог, поскольку Бог платил жизнью Своего Сына - "вы куплены дорогой ценой" - и для нас не может быть дёшево то, что дорого Богу. Благодать она прежде всего потому, что для Бога и Сын Его не стал чересчур дорогой ценой за нашу жизнь, но Он отдал Его за нас. Дорогая благодать есть вочеловечение Бога.
Дорогая благодать есть благодать как святыня Бога, которую должно оберегать от мира, которую не следует бросать псам, она поэтому благодать как живое Слово, Слово Божие, которое Он произносит Сам, как Ему угодно. Нам она явлена как милостивый призыв следовать Христу, она пришла дарованным Словом к устрашившейся душе и разбитому сердцу. Она дорога, потому что принуждает людей к бремени Иисуса Христа, она благодать, потому что Христос говорит: "Иго Моё благо, и бремя Моё легко".
Дважды нисходил призыв к Петру: следуй за Мною! Это было первое и последнее слово Иисуса к Его апостолам (Мк 1, 17; Ин 21, 22). Вся Его жизнь пролегла между этими двумя призывами. В первый раз на Генисаретском озере Пётр оставил ради Христа свои сети, своё дело и последовал Его слову. В последний раз встречает его Воскресший при его прежнем занятии, снова на Генисаретском озере, и снова зовёт: иди за Мною! И между этим - вся апостольская жизнь в следовании Христу. Посреди неё стояло исповедание Христа как Господа. Одно и то же трижды прозвучало Петру - в начале, в конце и близ Цезарии Филипповой, а именно: что Христос есть его Господь Бог. Это та благодать Христа, которая зовёт его: иди за мною! - и которая открывает ему веру в Сына Божьего.
Троекратно являлась благодать на пути Петра, Единая Благодать, трижды разно возвещенная; то была благодать Самого Христа, и, безусловно, не благодать, внушённая себе апостолом. Это была та самая благодать Христа, убедившая апостола бросить всё ради следования, сотворившая в нём веру, которой предстояло вызватьзлословие всего мира, которая позвала неверного Петра к последнему единению в мученичестве и простила ему все грехи. Благодать и следование Христу неразрывно слились в жизни Петра. Он сподобился дорогой благодати".
(Следуя Христу, Дорогая благодать - Дитрих Бонхёффер)